"Задонщина"-  древнерусское литературное произведение  и её автор - иерей, рязанский боярин Софоний или Иван Иванович Мунында (Софоний Мунья) Патрикеев. (с дополнением по «Велесовой книге»).

Фрагмент рукописи: «Нарышкины, Сафоновы ... дворяне Епифанского уезда». Автор: Алексей Владимирович Сафонов.

        Родоначальником Сафоновых является Сафоний Мунья (Муньев). Однако, о Сафоне Муньеве, как сыне Мунынды, материалов в моём распоряжении нет. Возможно, им является сам Иван Иванович Мунында, князь Московский, получивший имя Софония (Софрония) при постриге в монашество. В 1499 году Митрополит Московский и Всея Руси Симон (Чиж) (в миру Софроний) (ум. 1511г) спас Патрикеевых от смертной казни: Ивана Юрьевича Гвоздь Патрикеева, правнука Дмитрия Донского по женской линии, и его сыновей: Василия Ивановича Косого (Кривого) Мисюрь (в иночестве Вассиан) и Ивана Ивановича Мунынду (Мунынна, Мунынпа, Мунья, Мынынна).

      Ранее, (до выбора в митрополиты в 1494г), Симон (Чиж) (в миру Софроний) до 1480 г. был монахом в сане дьякона, а в период 1480-1490гг служил у московского боярина И.Ю. Патрикеева.

        Иван Васильевич Ряполовский по той же опале, в 1499 году, был казнён Иваном III. 

        Постриг Патрикеевых в монашество осуществлялся по ходатайству Симона.

      В работе Зимина А.А., в сноске № 17, стр.301, указано: «УЛС,с.100. КириллоБелозёрский летописец сообщает: «Лета 7007. Опала великого князя на бояре, на князя Ивана Юриевича з детьми, и князя Семена Ряполовскаго казнил» (Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI вв., с.36). Запись разрядных книг: «Того же году в генваре велел князь великий переимати бояр своих князя Ивана Юрьевича да князя Семена Ивановича Ряполовского. И велел князя Семена казнить на Москве-реке, а князя Ивана постриг у Троицы на Белеозере» (Р, с.54); ГИМ, ОР, собр. Щукина, №668, л.328 об.:»

      Н.М.Карамзин в томе 6 на стр.522 в «Истории государства Российского» об опале Патрикеевых пишет: « ..... явил ужасный пример строгости над знатнейшими вельможами, князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, двумя его сыновьями и зятем, князем Симеоном Ряполовским, обличенными в крамоле: осудил их на смертную казнь, невзирая на то, что Иван Юрьевич, праправнук славного Ольгерда, был родной племянник Тёмного, сын дочери великого князя Василия Дмитриевича, Марии и тридцать шесть лет верно служил государю как первый боярин в делах войны и мира: отец же Ряполовского, один из потомков Всеволода Великого, спасал Иоанна в юности от злобы Шемякиной ...

      ... Князю Ряполовскому отсекли голову на Москве-реке; но митрополит Симон, архиепископ ростовский и другие святители ревностным ходатайством спасли Патрикеевых от казни- Иван Юрьевич и старший его сын, боярин Василий Косой, постриглись в монахи: первый в обители св.Сергия, а второй - св.Кирилла-Белозерского; меньший сын Юрьевича, Иван Мынинда, остался под стражию в доме.»

       В томе 6 на стр.574 Карамзин Н.М., описывая противников ссылки в монастырь Соломонии (1525 год), жены Василия 111, указывает: «В числе их был пустынный инок Вассиан, сын князя литовского, Ивана Юрьевича Патрикеева и сам некогда знатнейший боярин, вместе с отцом в 1499 году неволею постриженный в монахи за усердие к юному великому князю, несчастному Димитрию. Сей муж уподоблялся, как пишут, древнему святому Антонию: его заключили в Волоколамском монастыре, коего иноки любили угождать мирской власти ... ».

      Мясников АЛ. на стр.343, описывая события 1499 года, отмечает: «казнен боярин Семен Ряполовский за то, что он «высокоумничал» с Патрикеевым, как выражался Иван. Пострижены и сосланы в заволжские скиты отец и сын Патрикеевы».

      И.Ю. Патрикеев умер около 1499г. Вассиан Патрикеев, брат Мунынды, вышел из пострига (монашества) в 1510 году и возвращён Василием III из ссылки, вновь приближен ко двору, в боярство. И.И.Мунында с 1499 года находился в КириллаБелозерском монастыре (подробно об опале Патрикеевых см. А.А.Зимин "Россия на рубеже XV - XVI столетий» М.1982). Был ли Мунында также возвращён из ссылки, мне не известно.

        Историкам известен рязанский боярин Софоний (Софроний), являющийся автором «Задонщины» - сказания о Куликовской битве, «Похвалы Дмитрию Донскому» и др.

       «Задонщину» записал старец Кирилла-Белозерского монастыря Ефросин. В монастыре он находился с 1450 г до смерти в? 1511-1514гг.  И.И.Мунында (?-1527гг) был в том же монастыре с 1499 года по 1510 год (возможный возврат из ссылки вместе с братом Вассианом), либо до 1527 года.  То есть Мунында и Ефросин одновременно находились в монастыре минимум около 11 лет, с 1499 по 1511: год. Мунында - праправнук Дмитрия Донского. Рязанский боярин Софоний (Софроний), автор «Задонщины», имел доступ к древней литературе в хорошей библиотеке монастыря, использовал в своих работах «Слово о полку Игореве» и др.

     Софоний Мунья - родоначальник рода Сафоновых. Сафоновы в XVI веке имели земли в рязанской деревне Задонщина (Задонщино) Епифанского уезда, вблизи места Куликовской битвы («Куликова поле. Антология ... » стр 374).

Вышеизложенное позволяет предполагать, что рязанский боярин Софоний (Софроний), И.И.Мунында и Софоний Мунья - одно и то же лицо.

      В материалах Горского А.А. (стр.124-125) указано «Р.П. Дмитриева обратила внимание на отрывок, помещённый в Тверском сборнике XVI в.: «В лето 6888. А се писание Софония Рязанца, брянского боярина, ... » и «Наименование Софония «брянским боярином» нигде более не встречается, ... ».

       Майоров А.А. в «Истории Орловской» (стр.154) отмечает: «В это же время (1408 год) к Василию Дмитриевичу отъехал с большой группой сторонников, провозгласивший себя князем Русским брянский наместник Свидригайло Ольгердович ... » и «В составе свиты Свидригайло Ольгердовича,. помимо прочих, были и верховские князья: Звенигородские Патрикей (Карачевский и Хотимльский) и Александр (Карачевский и Звенигородский), Михаил Хотетовский и Семен Перемышльский.»

      Антонов А.В. в «Актах служилых землевладельцев» (стр.306) внёс запись: «Сафоновы. №377. 1603г. сентября 6. - Отдельная и межевая выпись карачевского губного старосты Абрама Бовыкина Ивану Осипову сыну Сафонова на пуст. в урочище на Муравьеве колодце в Городском ст. Карачевского у .... РГАДА. Ф. 1209 Столбцы по Брянску, No 271/31807. Б/п. Список 1625г.»

       В материалах Чернопятова В.И. «Дворянское сословие Тульской губернии» Том VII (XVI) «Некрополь» (стр.141) имеется запись: «Сафонов Пётр Игнатьевич, у него сын Федор, 1683 - вклад в Брянск. Свент. м.» (Прим.авт. видимо Свенский монастырь).

      К тому же, представители Сафоновых имели поместье в селе Кретово Карачевского у. Брянской г.

      Таким образом, связь Патрикеевых и Сафоновых с Брянском очевидна, даже при слабой проработке вопроса.

     Косвенно, на литовское боярство рязанца Софония указывает хорошее знание им родословцев Гедеминовичей, упоминаемых в «Задонщине». Автор произведения, проявляя гордость за литовских князей, в списке «Задонщины» Кирилла-Белозерского монастыря (А.А.Горский, стр.38-40) писал:

«Славии птица, что бы еси выщекотала сиа

 два брата, два сына Вольярдовы, Андрея

 Половетцаго, Дмитриа Брянъского»

«То бо бяше сторожевыя полкы, на щите

 рожены, под трубами поютъ, под шеломы

 възлельаны, конец копия вскормлены, с

востраго меча поены в Лuтовъской земли».

      Периодическое обращение к родословию Рюриковичей можно объяснить тем, что автор «Задонщины» хорошо знал и непринуждённо обращался с генеалогией Гедеминовичей - потомков Рюриковичей, правивших с конца Х века в Полоцке. Эта тема ему была также близка.

      Родственники Ивана Ивановича Мунынды также были творческими и государственными личностями:

- отец Иван Юрьевич Гвоздь Патрикеев длительное время был главой боярской Думы, имел в ней большой вес - пять голосов близких родственников из 12 лиц общего состава, постоянно занимался совершенствованием законодательства и государственными делами.

- брат Василий Иванович Косой (Кривой) Мисюрь (в иночестве Вассиан), член боярской Думы, был теоретиком «нестяжателей».

- предполагаемый родственник Михаил Григорьевич Мунехин (Мисюрь) разрабатывал теорию «Москва - Третий Рим».

      Нельзя не отметить, что в Рязани (и не только), на землях, которой происходило укоренение части Гедеминовичей (родственников рязанских князей), почитался святой пророк Софоний. В частности, его изображение мы дважды видим в Большом семиярусном иконостасе летнего Успенского Собора Рязанского Кремля (Пророческий чин: 6 ряд, 93 место и 7 ряд Пророчества, место 112. Описано: Труды РИАМЗ 2004г.)

      Издревле на территории Епифанского уезда (ныне Кимовский район) существуют населённые пункты: Карачево и Белоозеро.

     Полагаю, что дальнейшие исследования жизнедеятельности Ивана Ивановича Мунынды Патрикеева с 1499 года по 1527 год смогут документально подтвердить его авторство «Задонщины» и др.

     Рассматривая вопрос происхождения древнерусских произведений, нельзя не обратить внимание на «Велесову книгу» и «Слово о полку Игореве».

Автором «Велесовой книги» (далее «ВК»), полагаю, был Василий Иванович Косой (Кривой) Мисюрь (в иноч. Вассиан) Патрикеев. Он с 1499 года по 1510 год находясь в опале, пребывал в Кирилла-Белозерском монастыре, где создавал это произведение, используя древние славянские рукописи и имитируя происхождение своего произведения под более древний период. Сокрытие Вассианом своего имени под псевдонимом Ягайло Ган и предание произведению архаичного вида было обусловлено его опасением - быть подвергнутым казни властью Ивана III, как это произошло с мужем его сестры С.И. Ряполовским.

     Цель произведения - расшатать устои власти Рюриковичей, которых он, видимо считал, не вполне легитимными и демократичными правителями, действиями которых подавлялись власть и права княжеского клана, происходившего от Сколоменда и Гедемина. Действия Вассиана были обусловлены обидой за опалу бояр Патрикеевых и осознанием того, что права клана Сколоменда-Гедемина на Руси, не менее знатного, чем Рюриковичи, были Рюриковичами уничтожены.

        В материалах российских историков, изучавших «Велесову книгу» имеется большое количество косвенных признаков, подтверждающих эту гипотезу.

        В частности:

       1. В каталоге («Книгорек») А.И.Сулакадзева указана рукопись на досках: «Патриарси», Ягила Гана смерда в Ладоге .... (А.Л.Монгайт «Надпись на камне», Москва 1969 г.). Эта книга историками определяется как «Велесова книга».

Слово «Патриарси» можно истолковать как - Патрикеевы, либо Патриаршие, т.е. находящиеся под покровительством патриарха(? Симона, служивший ранее у отца Вассиана - И.Ю.Патрикеева).

      Псевдоним Ягила Ган - созвучно Ягеллон.

     К клану Ягеллонов приписывали себя многие тщеславные Гедеминовичи, даже не имевшие с ними прямой родственной линии. К примеру: Голицыны и Куракины. (О.И. Хоруженко. «Герб в практиках формирования родовых корпораций русского дворянства XVII - XIX вв.» стр. 22-25, 34-38.}.

Упоминание Ладоги связано с тем, что период с 1333 года по 1338 год Новгород отдал Ладогу в кормление Наримунту -Глебу Гедеминовичу (О.И.Хоруженко там же стр. 23) Новгород, по «Велесовой книге», основывало племя, к которому причисляет себя Ягила Ган.

Ладога также связана с первоначальным пребыванием Рюрика на Руси.

        2. Упоминание историками в исследованиях «Велесовой книги» князей Задонских и Куракина.

Задонские - созвучно «Задонщина».

Куракины - происходят из клана Патрикеевых.

       3. Предположения историков о происхождении автора из балтийских или западных, либо литовских славян.

Для Патрикеевых это фактически так и есть.

       4. Периодическое упоминание в произведении бога - Свентовита (Святовита).

Свентовит - верховный бог балтийских славян (см. выше Свенский монастырь в Брянске). Этот бог также почитался в древнем Новгороде.

      5. Описание в Прологе «ВК» всадника с мечом на белом коне соответствует гербу «Погоня», имевшемуся у многих Гедеминовичей.

      6. В тексте «ВК» имеются постоянные призывы противостоять варягам (читай:Рюриковичам).

     По материалам Р.П.Дмитриевой: « ... родословие литовских князей как бы противопоставляется родословию князей русских ... » (Прим.авт.: читай - князей Рюриковичей). («Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 стр.87).

     7. В конце главы «ВК» - «Войны  Германареха» изложено: - ранее князей избирали;

- избрание утверждалось на вече;

- князь должен был защищать людей;

- а ныне князи и подати берут, и сынам своим сами от себя власть передают, и даже

правнукам.

     Историки относят эти рассуждения к Новгородскому Вече (Новгородской Республике, существовавшей с 1136 года). В 1478 году Новгород путём военных походов был присоединён Иваном III  к Великому Княжеству Московскому. Это произошло за 20 лет до опалы Патрикеевых.

     Специалисты склонны считать, что «ВК» не могла появиться ранее конца XV века. ЮЛ.Миролюбов, хранитель рукописи «ВК», датировал книгу XIV - XV вв. Опалу Патрикеевых историки связывают с их участием в конфликте боярских групп и  Великого князя в связи с планировавшейся передачей власти Иваном III  либо сыну Василию, либо внуку Дмитрию.

        Слово «правнукам» было употреблено именно, чтобы скрыть авторство. Употреби автор слово «внук», его смогли бы быстро установить.

        8. Вассиан Косой (Кривой) был писателем, с 1508 года - глава нестяжателей, по своим взглядам близок к старообрядцам. На церковном Соборе 1531 года обвинён в ереси и сослан в Волоколамский монастырь.

        9. Материалы «ВК», «Слово о полку Игореве» и «Задонщины» во многом перекликаются. Особенно характерны отдельные образные выражения: - «на конце мечей»; - «с острия копья»; - «стяги, хоругви - рекут, глаголят» и т.д. и т.п.

      Подводя предварительный итог, складывается впечатление, что Вассиан и Мунында создавали литературный цикл: «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и «Велесова книга». При этом Вассиан мог использовать совместную работу с Мунындой над первыми двумя произведениями, разрешенными к изучению, для получения доступа к подлинным древним документам и тайного написания «ВК».

     Почему именно Вассиан является предполагаемым автором «ВК»? Он был более амбициозен, чем Мунында и мог ассоциировать себя как потомка Ягеллонов. Мунында (или Сафоний Мунья) позиционировал себя как рязанского (или брянского) боярина.

     В замечательном труде Н.А.Казаковой: «Вассиан Патрикеев  и его сочинения» (из -во  Академии наук СССР, М-Л; 1960г.) дважды находим слово «Патриарси» (стр. 316-317), соответствующее первичному названию Велесовой книги.

     Фразе, находящейся в «ВК»: «ныне и присно и от века до века....» у Вассиана соответствует в сочинении «Слово ответно...» 2 варианта:

«...ныне и присно и в веки веков. Аминь» (стр.114 Н.А.Казакова);

«...и ныне и пресно и в веки веком. Аминь.» (стр. 271 Н.А.Казакова).

       Описывая судебный процесс над Берсенем Беклемишевым, Н.А.Казакова приводит слова сокелейника Максима Грека по имени Афанасий, подслушивавшего разговоры Максима с Берсенем и озвучившего на суде как свидетель фразу их разговора: «старые обычаи князь великий переменил» и «запершися сам, третий (Василий III – прим. авт.) всякие дела делает».

       Это достаточно близко совпадает по смыслу с текстом главы «Войны Германареха» из «ВК» (см.выше п.7)

      Справка: в 1525 году  Беклемишев – Берсень Иван Никитич (? – 1525г.) был привлечён к суду по делу крамольника Максима Грека, бывшего близким лицом Вассиана. Берсеня обвинили в гос. измене, осудили, вырезали язык и обезглавили.

     В 1531 г. Вассиан предстал перед Соборным судом. В одном из обвинений ему вменялось то, что он ранее покровительствовал Максиму Греку, который с его ведома делал неправильные переводы с греческого. (Н.А.Казакова стр.75).

     Н.А.Казакова в своём труде со ссылкой на В.Жмакина, излагает, что нестяжатели являлись приверженцами старых государственных порядков, «какими жили Новгород и отдельные княжества времени уделов» (стр.126).

      В сочинениях Вассиана встречаются также фразы и слова: - «А ще ли кто возглаголет…»; - «рекут» и т. д и т.п., явно ассоциирующиеся с фразами и словами «ВК».

      Научный труд Н.А.Казаковой о творчестве Вассиана достаточно объёмен и его более широкое освещение в рамках данной статьи невозможно.

      Однако, на одном произведении « Повесть зело полезна отца Нила» следует всё - таки кратко остановиться.

      Историки отмечают:

- не совсем понятное, искусственное совмещение в произведении исторических духовных личностей, проживавших в разные века: отца Нила, отца Иоанна и отца Софрония (стр.323-324);

- глубокие размышления о различиях в совершении молитв иноками и священнослужителями;

- постановку вопроса о том могут ли иноки возлагать на себя священнический сан или чин богослужения, который в период описываемых событий не существовал (стр.324);

- нарушение жанра в повести (стр324);

- не совсем понятное упоминание священника Азария (стр.331; 336).

      А теперь вернёмся к автору «Задонщины» - иерею Софонию (Софронию).

      В «Повести зело полезна отца Нила» читаем: «отец Иоанн и отец Софроний».

     А не идет ли тут речь об Иване Муныне – Софонии (Софронии)? По прочтении Повести складывается впечатление, что это не просто произведение, а – письмо Вассиана, написанное эзоповым языком своему брату Ивану Муныне – Софронию (Софонию) в период принятия решения последним о его переходе из иноков в чин богослужения. Видимо, именно поэтому автор «Задонщины» в одних случаях означен, как инок, а в иных – как иерей. Вассиан, видимо, скрывал своё родство и контакты с иноком Софронием (Софонием).         А у Ивана Ивановича Муныны Патрикеева, видимо, не было иной возможности освободиться из ссылки, кроме как принять чин богослужения. Возможно, именно об этом Вассиан сообщает брату в иносказательном письме.

      Интересна и фигура священника Азария. Возможно, он находился в окружении Нила Сорского, либо Вассиана, либо Ивана Муныны – Софрония (Софония) и был связующим звеном между братьями. Не исключено, что именно он, этот Азарий, является родоначальником Смоленско-Тверского дворянского рода Азаровых.

     Справка: прозвание И.И.Патрикеева - Мунына (Мунынка) взято из «Ономастикона» С.Б.Веселовского.

 

      АПРЕЛЬ 2017г.

Литература:

  •  Карамзин Н.М.   «История государства Российского». ЭКСМО. Москва.2015г.
  •  Мясников АЛ.   «Рюриковичи и смутное время». Вече. Москва.2014 г.
  •  Зимин А.А.    «Россия на рубеже XV-XVI столетий». Москва. «Мысль» 1982.
  •  Наумов А.Н. «Куликово поле. Антология публикаций XIX-XX веков». Тула. Куликово поле. 2014г
  •  Горский А.А.   «Слово о полку Игореве» и «Задонщина». Москва. 1992.г.
  •  Шибаев М.А.   «Рукописи Кирилло-Белозёрского монастыря XV века». Москва- С-Петербург. 2013.
  •  Майоров А.А.  «История Орловская. Славянская история с древних времён до конца XVII века». Полиграфическая фирма Картуш. Орёл. 2013.
  •  Богуславский В.В.  «Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия»: в 2т. - Москва Олма-Пресс. 2005 г.
  •  Большая Российская энциклопедия под редакцией Ю.С.Осипова. Москва. 2013 г.
  •  Кусакин С.В. «Храмы Куликова поля». Тула. Государственный музей-заповедник «Куликово поле».2014 г.
  •  Чернопятов В.И. «Дворянское сословие Тульской губернии». Том VII (XVI) «Некрополь». Москва. 1912г.
  •  Антонов А.В. «Акты служилых землевладельцев XV - начала XVII века». Том III. Москва. Древлехранилище. 2002г.
  •  Труды Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Сборник научных статей. Выпуск 2. Рязань. 2004г.
  •  Н.А.Казакова. «Вассиан Патрикеев и его сочинения». Академия наук  СССР М-Л 1960г.